Транспортное строительство. Логистика
«СТРОИТЕЛЬСТВО И ГОРОДСКОЕ ХОЗЯЙСТВО» № 135, 2012, www.stroypuls.ru
Тонкая энергетика железных дорог
Интеграция в существующую энергетическую систему региона новых подстанций, строящихся в рамках комплексных проектов ОАО «РЖД», имеет ряд особенностей. Игнорирование этих нюансов при проектировании объектов может поставить под угрозу безопасность всего железнодорожного хозяйства.
Железнодорожные тонкости
Комплексная реконструкция железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива сопровождается тотальной модернизацией энергетических мощностей на участке Мга–Гатчина–Веймарн–Ивангород. Предполагается, что до 2015 года здесь будет построено девять новых тяговых подстанций: Гатчина, Новолисино, Елизаветино, Вруда, Веймарн, Котлы, Лужская, Ульяновка, Владимирская.
– При этом проектирование истроительство энергообъектов ОАО «РЖД» имеют ряд специфических особенностей, – рассказывает директор ООО «ТрансСетьПроект» Михаил Веселов. – К ним можно отнести резкую неравномерность нагрузок устройств, трудность защиты от токов короткого замыкания, влияние на вторичные цепи коммутации, необходимость сглаживания гармоник выпрямленного тока.
– Методы выбора параметров устройств электрифицированной железной дороги – мощности трансформаторов и выпрямителей, компенсирующих устройств, установок защиты и системы автоматического регулирования напряжения, сечения проводов – существенно отличаются от применяемых в системах электроснабжения других объектов, – считает Андрей Куприянов, заместитель технического директора по проектированию ООО «ТрансСетьПроект», принимающий участие в проектировании магистральных инженерных сетей, в том числе энергетических, предназначенных для объектов ОАО «РЖД». – И основной проблемой проектирования новых систем является совместимость оборудования и интегрирование строящихся подстанций в существующую энергетическую инфраструктуру региона.
|
|
|
Михаил Веселов
|
Андрей Куприянов
|
Александр Сопот |
Между прошлым и будущим
Основная часть существующих на участке подстанций строилась в 1950–1990-х годах. Многие из них до сих пор работают на морально устаревшем релейно-механическом оборудовании. В настоящее время на вооружении проектировщиков новейшая элементная база микропроцессорных устройств самых известных мировых производителей, в числе которых компании Siemens, ABB, FlexGAIN, NATEKS, Rittal, CISCO, «ЭКРА», «Электроэнергетика», «РадиусАвтоматика», «Парма», «Супертел», «Системы связи и телемеханики».
– Конечно, на действующих подстанциях осуществляется реновация, но темпы ее несколько медленнее, чем стремительный прогресс энергетики, – продолжает Андрей Куприянов. – Соответственно, необходимо взаимоувязать протоколы, программное обеспечение и стандарты вновь устанавливаемых устройств с существующими.
Оптимальное решение совместимости старого и нового оборудования – залог успешной реализации всего масштабного проекта.
По словам начальника отдела подстанций ООО «ТрансСетьПроект» Александра Сопота, речь идет не столько о силовом оборудовании, хотя оно имеет значимый вес в рамках проектирования строительства новых подстанций, сколько о вторичном оборудовании, без которого не может быть обеспечена безопасность железнодорожных перевозок, а именно: о терминалах релейных защит, противоаварийной автоматике, оборудовании связи и автоматизированной информационно-измерительной системы коммерческого учета энергии (АИИС КУЭ).
– При появлении новых объектов в системе энергетики возникает необходимость в пересчете как режимов работы сети с учетом вводимых объектов, так и параметров защиты существующих объектов, учитывая новые, – поясняет Александр Сопот. – Данные защиты необходимы для обеспечения бесперебойной подачи электроэнергии потребителям, а также для защиты дорогостоящего оборудования подстанций от токов короткого замыкания, возникающих в случае нештатной работы сети.
Поэтапное включение новых тяговых подстанций в существующую энергетическую систему и постепенное наращивание ими потребляемой мощности существенно упрощает схему реализации проекта энергообеспечения железнодорожных подходов к порту Усть-Луга. И предупреждает возможные аварии в энергетическом хозяйстве при вводе новых объектов.
Инвестиции и инновации
Непростая задача увязки прошлого и будущего железнодорожной энергетики, поставленная перед коллективом молодых и амбициозных проектировщиков ООО«ТрансСетьПроект», решается ими посредством применения инновационных разработок ведущих производителей оборудования.
– Вникая в проверенные временем схемы более опытных коллег, мы в то же время стремимся использовать сегодняшние новации, – говорит Андрей Куприянов.
– Сотрудники компании регулярно посещают обучающие семинары и курсы повышения квалификации, совершенствуясь в проектировании магистральных инженерных сетей. Мы стараемся предложить тот вариант решения, который обеспечит надежность, успешность и оперативность реализации проекта. При этом любое наше решение должно соответствовать жестким требованиям филиала ОАО «СО ЕЭС» ЛенРДУ и ОДУ Северо-Запад, ОАО «ФСК ЕЭС» МЭС Северо-запада, ОАО «Ленэнерго», предъявляемым к наблюдаемым подстанциям. Как отмечает Михаил Веселов, компания активно укрепляет деловые связи с зарубежными партнерами в вопросах внедрения и развития инновационных технологий в развивающуюся энергосистему.
– Модернизация энергомощностей Северо-Западного региона одна из важнейших задач, решаемых такими хозяйствующими структурами, как ОАО «РЖД» и ОАО«Ленэнерго». И в перспективе нам бы хотелось принять участие в дальнейших инвестиционных программах этих компаний по актуализации энергетики региона для современных задач, – делится планами на будущее М. Веселов.
Не только энергетика
Строительство новых энергообъектов и сегодня, и в перспективе остается важным направлением деятельности компании, но не является для нее единственным. Оптимально используя свои технические и кадровые возможности, ООО «ТрансСетьПроект» участвует в проектах реконструкции инженерных сетей. В частности, специалисты компании заняты в работах по переустройству магистральных газопроводов, нефтепродуктопроводов, водоводов и других инженерных коммуникаций, а также проводят полный комплекс инженерных изысканий: инженерно-геологические изыскания, инженерно-экологические изыскания, инженерно-геодезические изыскания, инженерно-гидрологические изыскания, инженерно-геофизические изыскания, инженерно-метеорологические изыскания, которые, в свою очередь, необходимы при комплексном проектировании магистральных инженерных сетей.
В преддверии Дня железнодорожника коллектив компании «ТрансСетьПроект» поздравляет коллег и партнеров с профессиональным праздником! Примите наши искренние пожелания процветания, благополучия и счастья. Пусть даже самый нелегкий путь будет для вас безопасным и перспективным.